Главная / Новости / В лермонтовских Тарханах звучат признания в любви к поэту
4 января 2009

В лермонтовских Тарханах звучат признания в любви к поэту


В 2009 году отмечается знаменательная дата русской культуры- 195-летие со дня рождения Михаила Лермонтова.

В Государственном Лермонтовском музее-заповеднике пройдет ряд мероприятий, посвященных памятной дате. В частности, сотрудники музея намерены привлечь многочисленных посетителей Тархан к  задушевному разговору о поэте, а также о личных встречах людей с музеем-заповедником, у которого в этом году также юбилей-70-летие. Сегодня к предстоящим датам публикуем своеобразное «признание в любви», которое музей-заповедник получил от юной пензенской школьницы, побывавшей с экскурсией в «Тарханах»
 

«Я знаю, что обязательно вернусь в Тарханы

Тарханы… Каждый год к заповедному месту отправляются экскурсанты. Вот и мы, пензенские школьники, побывали в этом замечательном уголке нашего края.

Поездка нам очень понравилась, не смотря на то, что многие из нас уже бывали в Тарханах не один раз. Конечно, каждая поездка воспринималась по-разному. Ведь мы стали старше, серьезнее.

Я не могу выделить то место, что запомнилось мне больше всего. В Тарханах все удивительно. Тем более в такое время, как ранняя осень. Природа как бы расцвела перед нами, распустила густо оранжевые, красные, багряные листочки.

Воздух в Тарханах удивительно чист. И, казалось, войдя на территорию музея-усадьбы, мы попали в то время, когда тут проживал маленький Миша Лермонтов. Тарханы-его место, его жизнь. Здесь везде Лермонтов.

С парадной стороны дом-музей охватывает полукругом усадебный парк, террасами спускаясь к Большому пруду.

В парке мы побродили по живописным уголкам тихих аллей, где часто мальчиком бродил Лермонтов. Два земляных бастиона- свидетели жарких « сражений». Мне кажется, отсюда взгляд охватывает всю усадьбу, пруд, село.

Главная аллея указывает направление на церковь Марии Египетской.

Да, все на территории необыкновенно красиво, ухожено. Порой, казалось, и Лермонтов незримо гуляет с нами, как будто и он за всем этим ухаживает.

Мемориальные здания, и прежде всего Барский дом, привлекли наше пристальной внимание. Подлинная мебель конца 18-го-начала 19 веков, предметы быта, вся обстановка погружают нас в атмосферу дворянской усадьбы. В Барском доме много комнат, но особенно запомнилась классная комната, где учился маленький Мишель вместе со своими сверстниками- детьми окрестных помещиков, которых «для компании» приглашала в усадьбу бабушка Елизавета Алексеевна. Конечно же. Обратили внимание на детские рисунки Миши. Особенно запомнился подлинный рисунок Лермонтова карандашом, изображающий батальную сцену.

Конечно же, запомнилась комната, в которой представлены личные вещи поэта: дорожная шкатулка орехового дерева, фарфоровая чернильница, плоская жестяная папиросница.

С особым трепетом вошли мы в рабочий кабинет поэта. На письменном столе увидели подлинные рукописи произведений, над которыми он работал в Тарханах. Нам даже невольно захотелось оглянуться, показалось, что  Михаил Юрьевич вот-вот вернется и сядет за свой стол, чтобы продолжить работу.

Все, что мы увидели, конечно же перенесло нас в лермонтовскую эпоху и заставило поверить в незримое присутствие поэта.

Запомнилась также экскурсия по деревянному флигелю-Дому ключника и конторщика. Здесь мы познакомились с крестьянским бытом, увидели кованые гвозди, монеты.Особенно привлек наше внимание обломок большого дерева в глубине витрины. Огромнейший вяз рос около Барского дома, на нем качался на качелях маленький Миша.

Еще в Тарханах мы побывали на Лермонтовском балу. Это были удивительнейшие минуты счастья!

Увидеть сейчас, в наше время, такое представление удается не каждому. Но мы попали на бал! Здесь мы полностью окунулись в атмосферу 19 века: обстановка зала, старинная мебель, диванчики, стулья, рояль – все дышало какой-то тайной. Можно представить, как музицировали вечерами, слушали музыку молодые дворяне. Девушки на балу были в платьях романтического стиля, подчеркивающих стройность фигуры, из-под низа платья выглядывали ножки в атласных туфельках. Мужчины были одеты в черные фраки. Пары кружились в танцах. Кавалеры учтиво поддерживали дам под локоток. Все было необычно красиво, немного загадочно и очень интересно.

Особенно приятно, что мы сами участвовали в этих действиях. Конечно, может быть, ни девочкам, ни мальчикам после всего увиденного не захочется грубо разговаривать друг с другом, хамить. Ведь каждый из нас понял, что мы сопричастны русской культуре, что должны продолжать ее традиции.

После бала мы поехали к часовне. Под ее сводами на фоне большой иконы «Вознесение Христово» три памятника. На лицевой стороне самого большого, изготовлено из черного мрамора, выбито «Михайло Юрьевич Лермонтов». С трепетом постояли у гроба величайшего русского поэта и вышли из часовни, мне кажется, немного повзрослевшими.

Каждый из нас не смог не заметить слева от входа в часовню раскидистый дуб. Его осадили сразу, когда Лермонтов навсегда вернулся в Тарханы, исполнили его, высказанное незадолго до гибели желание:

… Надо мной чтоб, вечно зеленея,

     Темный дуб склонялся и шумел.

Я знаю, что обязательно вернусь в Тарханы, как бы ни словжилась моя жизнь, потому что тот заряд, что дает это святое место, обладает удивительной притягательной сиой, и хочется вернуться сюда снова и снова.

Дарья Алдаева.

Ученица школы №75,Пенза.»
 

Новые стенды

Реклама