Благодаря усилиям сотрудников музея-заповедника «Тарханы» остаются образцом экологической чистоты, отмечают многочисленные туристы.
Для заповедных зон, таких как Тарханы, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей, необходимость охраны природы становится все более актуальной.
15 апреля, в музей приедут студенты из Пензы. Они поработают на благоустройстве территории. Потом пройдут с экологической экскурсией по усадьбе, познакомятся с историей бытования усадебных прудов, садов и парка увидят их сегодняшнее состояние.
Усадьба, где прошло детство поэта окружена «живописными» прудами. Возле входа в усадьбу находится Барский или Верхний пруд. Основной подпиткой этого пруда были талые и грунтовые воды. Старожилы отмечали, что Барский пруд всегда отличался чистотой и свежестью воды, и жители села употребляли ее в пищу еще в 1930-х годах. Сегодня этого нет; в пруду можно только купаться.
На усадьбе в лермонтовское время проживало до двухсот человек, вода требовалась в огромном количестве, и возить ее из села в бочках было накладно. В прежние времена на барской усадьбе в разных местах били сильные многоводные ключи.
Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, были затоплены водой, когда в 1936 – 1937 гг., а потом и в 1950 г. подняли плотину Большого пруда. Колодцы оказались не только скрыты водой, но и затянуты тиной, и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан. Но не все так печально, во время расчистки территории около Круглого сада был обнаружен небольшой родничок, который сотрудники музея расчистили и обиходили.
Гордость музея – это восстановленные сады и рощи.
Как когда-то, так и сейчас перед самым домом в парке разбиты клумбы с цветами. Огромные цветники роз, ландышей, колокольчиков. Работы по уходу и расчистке парка, которые сопровождают реставрацию территории, дают эффект самовосстановления. Так в Тарханском парке стали появляться целые колонии тюльпанов Биберштейна, которые были широко распространенны в усадьбах в XVIII-Х1Х вв., а в настоящее время занесены в «Красную книгу» Пензенской области.